Бесплатная консультация клиентам.
ОСТОРОЖНО МОШЕННИКИ!!!
Наши сотрудники не общаются по skype с соискателями. Если вам предложили выйти с телефона на видео связь, то это мошенники. Будьте осторожны.
Минтруд хочет вернуть страхование от безработицы. Разбираем за и против
На пособие по безработице трудно жить, поэтому в Минтруда задумались о том, как изменить систему и вычеркнуть из нее «патологических антиработников», не желающих заниматься поиском работы.
Зачем нужна страховка
Глава Минтруда Максим Топилин считает, что в России нужно вернуть систему страхования от безработицы, которая предполагает уплату взносов работодателями из фонда оплаты труда. На сегодняшний момент пособия по безработице полностью финансируются из бюджета.
Как пояснили Rabota.ru в Минтруда, проработка идеи страхования от безработицы ведется в контексте повышения уровня социальной защищенности граждан, потерявших и ищущих работу.
В настоящее время минимальный размер федерального пособия по безработице составляет 850 рублей в месяц, максимальный — 4900 рублей.
«Очевидно, что этого недостаточно в качестве временного источника средств к существованию на разумный период, пока человек ищет работу», — признают в министерстве.
По расчетам Минтруда, если будет принято решение о введении страхования от безработицы, тариф не превысит 1%. «Сюда же можно включить выплату задолженности по зарплате работникам компаний-банкротов, если средств от продажи активов компаний недостаточно для покрытия долгов по зарплате», — отметили в ведомстве. Согласно оценкам чиновников, в денежном выражении это составит порядка 200 млрд рублей, что почти в 5 раз больше, чем сумма, выделяемая из бюджета для безработных на данный момент.
Идея страхования от безработицы не нова. Подобная система уже работала в России до 2001 года. Тогда пособия выплачивались из средств специально созданного внебюджетного Государственного фонда занятости населения. Ставка отчислений, которые платили работодатели с заработка сотрудников, варьировалась от 1% до 2% в зависимости от года и экономической ситуации.
Благо или бремя?
Заработать новая система сможет не раньше чем через 7?10 лет. Однако уже сейчас реформа вызывает много вопросов как у работодателей, так и работников. Первые опасаются повышения налогового бремени, вторые — того, что «начальство компенсирует новые расходы за счет зарплат», то есть либо будет платить меньше, либо частично перейдет на серые схемы.
Доктор экономических наук Сергей Смирнов полностью поддерживает идею восстановления системы, когда пособия по безработице регулировались пропорционально вкладу работника в систему страхования. «Однако не думаю, что идея будет реализована, — считает эксперт. — Сейчас есть гораздо более глобальные проблемы, которые могут отразиться на работниках. Например, попытка создать новую систему формирования индивидуального пенсионного капитала. Это уже будет дополнительной нагрузкой на работников». К тому же, размер пособия по безработице — ни минимальный, ни максимальный — не менялся уже 8 лет. А на его повышение свободных ресурсов у бюджета нет.
По мнению Сергея Смирнова, реформу возможно провести лишь на фоне экономического подъема в стране. При этом систему необходимо четко отрегулировать, как это сделано, например, в Германии, где доли вкладов рассчитаны до сотых процента.
В России до 2001 года система была очень неточной и во многом базирующейся на субъективных критериях, а поэтому и потенциально коррумпированной.
Реформа может быть неоднозначно воспринята и самими работниками. С одной стороны, система страхования предполагает психологическую защищенность трудящегося. С другой стороны, вряд ли при нынешней экономической ситуации она будет поддержана людьми с низкими зарплатами. «Большая часть страны „сидит“ на зарплатах в 15?20 тысяч рублей. Даже полпроцента от этих важных тысяч для работника будут ощутимы», — говорит Сергей Смирнов. Впрочем, эксперт предполагает, что «высокодоходные» граждане должны поддержать реформу.
Страховка от «бездельников»
Сейчас Минтруд предпринимает шаги для того, чтобы ограничить доступ к системе страхования «работников», которые вместо поиска работы предпочитают жить на пособие. Соответствующий законопроект сейчас проходит согласование с Минфином и Минюстом. «Мы исходим из того, что за счет перераспределения имеющихся средств, а это около 40 млрд рублей в год, мы можем повысить пособия тем, кто потерял работу, например, по сокращению», — заявлял ранее Максим Топилин. Речь идет, в частности, о прекращении выплаты пособий в минимальном размере (850 рублей) тем, кто не работал либо не был трудоустроен длительное время.