Бесплатная консультация клиентам.
ОСТОРОЖНО МОШЕННИКИ!!!
Наши сотрудники не общаются по skype с соискателями. Если вам предложили выйти с телефона на видео связь, то это мошенники. Будьте осторожны.
Как собрать команду, если вы открываете ресторан
Casa Rosa в Пушкино — большой ресторан европейской кухни, в штате которого работают около 30 человек. Среди них: бренд-шеф, два сушефа, сотрудники холодного и горячего цехов, пиццемейкер, кондитер, уборщицы, посудомойщицы, менеджеры, официанты, главный бухгалтер и управляющий.
Четыре с половиной года назад бизнес только стартовал и нуждался в первых работниках. Александр Рулёв, соучредитель ресторана Casa Rosa:
рассказал, кого стали искать первым делом и как росла команда;
поделился личным опытом найма сразу после открытия ресторана и дал несколько советов начинающим предпринимателям.
Личный опыт и советы соучредителя Casa Rosa в Пушкино11 августа 2023 года
Подписывайтесь на наш telegram-канал для всех, кто нанимает
Где и как искать первых сотрудников
При открытии Casa Rosa в первую очередь мы искали сотрудников на три ключевые позиции — главный бухгалтер ресторана, управляющий и шеф-повар. А дальше делегировали полномочия по найму подчиненных каждому из них:
главный бухгалтер отвечал за набор персонала в бухгалтерию и кадровых работников,
управляющий занимался поиском линейных сотрудников,
шеф-повар искал и нанимал сотрудников кухни.
Главного бухгалтера, управляющего и шеф-повара мы подбирали самостоятельно — в основном используя «сарафанное радио». Такие сотрудники являются «штучными», эксклюзивными, и вверять им большие и очень ответственные участки работы можно только при наличии хороших рекомендаций от людей, мнению которых можно доверять.
Долго искать нужных специалистов не пришлось: мы начали подбор в июне-июле 2018 года, а к сентябрю уже закрыли вакансии.
Что же касается набора поваров на старте, то нам повезло: у шеф-повара уже была своя команда. Линейный персонал также появился достаточно быстро. Причем официанты пришли благодаря объявлениям, размещенным на городских билбордах, — то есть сработал не интернет, а наружная реклама.
Пару я раз пробовал обратиться в кадровое агентство, но сотрудничество у нас не сложилось по двум причинам:
1Я пришел к выводу, что хочу лично оценивать, собеседовать, принимать на работу кандидатов, с которыми мне потенциально будет комфортно двигаться дальше.
2Отсутствовали гарантии. Не было уверенности, что сотрудник, за которого я заплатил кадровому агентству комиссию, не уволится, например, через месяц работы.
Пример собеседования
Расскажу, как происходил наем шеф-повара — человека, который отвечает за кухню, а значит, за сердце всего заведения.
Собеседование с кандидатами на эту должность я проводил вместе с моим партнером-соучредителем. Нам важно было на энергетическом уровне почувствовать, что с человеком приятно общаться — так с ним, соответственно, будет комфортно выстраивать взаимоотношения.
Если кандидат нравится, то смысла задавать ему много вопросов нет. Главное — понять, как он работает и готовит, а это возможно только во время дегустационной презентации.
Шеф-повар, который нам понравился и был предварительно согласен сотрудничать, сделал дегустационный сет из 30−40 блюд (сейчас уже не помню точно). Мы же, в свою очередь, собрали фокус-группу из семи-восьми человек. В итоге всё прошло успешно и кандидат вышел на работу.
Что изменилось в найме с течением времени
1Спустя четыре с половиной года работы ресторана, расширился и сформировался вполне конкретный перечень требований к шеф-повару. Мы работаем с человеком, который не просто умеет придумывать блюда, вкусно их готовить и обучать поваров, но и способен грамотно:
взаимодействовать с поставщиками в части контроля цен и качества закупаемых продуктов;
заниматься аналитикой и оптимизацией фуд-коста;
следить за качеством блюд;
поддерживать чистоту и порядок на кухне;
решать множество других сопутствующих задач по организации работы производства.
Важно, чтобы блюда были не только вкусными для гостей, но и рентабельными для ресторана.
2На старте своего дела я в первую очередь обращал внимание на опыт, так как считал, что ни у меня, ни у моих сотрудников нет права на ошибку. Со временем сформировался костяк команды, состоящей из профессионалов, ресторан гармонично развивается, показывает хорошие результаты, и у нас появилась возможность приглашать на работу абсолютных новичков. Я понял, что самый перспективный, преданный и лучший работник — это сотрудник, воспитанный внутри команды. Поэтому мы с удовольствием приглашаем начинающих специалистов, обучаем их, аттестуем и ставим на соответствующие позиции, когда они до них дорастают.
3Я использую для подбора персонала и интернет-порталы, и сарафанное радио. При этом рекомендации с предыдущего места работы мне не интересны: довольно быстро могу понять, подходит ли нам этот человек, каков уровень его квалификации, хорошо ли он разбирается в своем деле. Не важно, что думает о работнике его прошлый работодатель: если человек себя хорошо показывает у нас, значит, он остается в команде.
5 советов начинающим рестораторам
Максимально погружайтесь в процесс подбора сотрудников. Именно эти люди сделают ваш ресторан единой, бесперебойно работающей системой.
Не только принимайте непосредственное участие в поиске ключевых сотрудников, но и присутствуйте на собеседованиях. Или хотя бы просматривайте резюме соискателей.
При поиске ключевых сотрудников эффективнее ориентироваться на рекомендации знакомых, кому вы доверяете, чем на мнения людей в интернете.
Если планируете работать со сторонними консультантами на этапе запуска бизнеса, обратите внимание на то, есть ли у них собственный проект и, если да, в каком он состоянии. Даже если специалисты пришли к вам по рекомендации. Иначе можно столкнуться с непрофессионализмом, с попытками поставить ваш ресторан на заведомо нерентабельные рельсы, с безразличием ко внутренним процессам.
В самом начале имеет смысл нанимать только людей с опытом. Причем не важно, какую позицию они займут — повара или официанта, посудомойщика или бухгалтера. Это нужно, чтобы дать бизнесу хороший старт и завоевать репутацию красивого и достойного заведения.