"Причины увольнения людей?" читайте новую статью на портале "Подбор кадров"

 

Сейчас многие форумы и работные порталы пестрят советами по прохождению собеседования. Большинство «подкованных» соискателей знают, что о конфликтах с руководством на собеседовании лучше не говорить, причину называть такую, которая выставляет их в выгодном свете. Вот хит-парад «официальных» причин и социально желательных ответов:
1) Отсутствие карьерного роста (когда я слышу это от кандидатов, всегда уточняю, что же подразумевает кандидат под этой формулировкой – а чаще всего это увеличение зарплаты, власть и стяжение управленческого функционала, освоение нового участка работы).

2) Низкая зарплата и отсутствие социального пакета. Работники у нас требовательные: одному нужна «работа с необременительными обязанностями за 150000 руб., другому – фитнес-центр через дорогу от офиса.  Только вот реально стоящих «звезд» на рынке труда не так уж много, да и представления у многих кандидатов о состоянии рынка труда весьма наивное. С другой стороны, низкий уровень зарплаты и ее «серая» составляющая часто является вполне реальной причиной увольнения сотрудников. Чтобы понять, является ли она истиной, достаточно проверить мотивацию кандидата – а для этого есть специальные вопросы и методики. Еще необходимо выяснить, какой уровень зарплаты устроил бы его, соотношение оклада и бонусной части, частота индексации и т.д.

3) Удаленность от дома, переезд компании. В разгар кризиса многие компании переезжали за пределы МКАДа – это ощутимая экономия на аренде. Только многим сотрудникам, особенно без личного авто, ездить каждый день в промзону неудобно. В последнее время эта «официальная» причина часто совпадает с реальной. Правда, есть один нюанс: есть люди подвижные, а есть и такие, для которых «далеко» - это в одной остановке транспорта от дома. В таких случаях необходимо выяснять, сколько времени кандидат готов тратить ежедневно на дорогу. Среди представителей «малоподвижных» кандидатов, бесспорно, лидируют бухгалтеры.

4) Семейные и прочие личные причины. Проблемный сын-подросток, загранкомандировка мужа, состояние здоровья – эти причины понятны и часто являются правдой и вызывают у эйчара понимание и сочувствию. С другой стороны адекватность полученной от кандидата информации оценить крайне сложно. А значит, под личными причинами можно скрыть все, что угодно – от серьезного проступка до конфликта с начальством. Выяснить правду можно лишь тщательно собирая информацию о кандидате и проверяя рекомендации с мест работы. И, конечно же, выявлением мотивации кандидата.

5) Реорганизация фирмы, сокращение, кадровые перестановки. Всем известно, что «новая метла по-новому метет», что с приходом нового руководителя отношения с ним не всегда складываются удачно. Часто привлеченные в компанию «звезды» приводят свою команду. Причина вполне понятная и логичная, только определить ее соответствие реальному положению вещей можно лишь одним способом  - позвонив в компанию, из которой уволился кандидат - можно и под видом клиента, а между делом поинтересоваться, менялся ли линейный руководитель.

6) Банкротство компании, сворачивание деятельности. Весьма правдивая причина увольнения в условиях кризиса. Однако разобраться, является ли это истиной, можно только если менеджер по персоналу хорошо знает рынок и действительную ситуацию в компаниях. Если банкротство официальное, информация будет на сайте Арбитражного суда.

7) Плохие условия работы – отсутствие необходимой для работы техники, нормальной вентиляции и кондиционера, плохое освещение и т.д. Часто является правдой. Выяснить истинное положение вещей можно «сверяя показания» нескольких кандидатов, уволенных из одной и той же компании.

А вот какие причины соискатели озвучивать не любят:
1) Конфликт с руководством, жесткий, авторитарный стиль управления компанией. Не секрет, что на рынке труда ценятся стрессоустойчивые и лояльные специалисты и не приветствуется ранимость и уязвимость. Как не любят скандальность. Выяснить истинную причину помогают кейсы на стрессоустойчивость, сбор информации о кандидате, психологические тесты и т.д.

2) Серьезный проступок: воровство, нарушение дисциплины, прогулы, нарушение техники безопасности и т.д. Здесь необходимо обязательно запрашивать информацию у бывшего работодателя, особенно если кандидат претендует на работу связанную с материальной ответственностью. Помощь службы безопасности компании будет не лишней.

3) Непрохождение испытательного срока. Если оформление было по трудовому договору без записи в трудовую книжку, кандидат может и не сказать, что работал в компании. Если же запись была внесена в трудовую книжку, кандидат постарается озвучить более благовидные причины увольнения. Правду можно узнать только путем сбора информации о кандидате и проверкой рекомендаций. Помнить нужно и о том, что не всегда сотрудник, не прошедший испытательный срок – заведомо плохой кандидат. Все, как правило, зависит от обстоятельств в каждом конкретном случае.

4) Большой объем работы. Лентяев не любят, зато приветствуют тех, кто готов работать 24 часа в сутки, включая выходные и праздники.

5) Планы соискательниц завести семью и детей. Не смотря на то, что дискриминация запрещена законом, многие компании не хотят принимать на работу молодых замужних женщин. Со своей стороны, эти дамы часто ищут «белую» компанию с хорошим соцпакетом и условиями, чтобы уход в декретный отпуск прошел максимально комфортно со всеми положенными по закону выплатами и сохранением места. Выяснить эту причину невозможно, можно только предположить.

6) Участие в собственном бизнесе, который «не задался».
Есть и другие, более субъективные причины. Менеджеру необходимо помнить о них и определять, что истинное, а что ложное. Проверка мотивации кандидата, работа службы безопасности компании могут помочь разобраться в ситуации. А иногда кандидат выдает себя сам во время собеседования – например, «путаясь в показаниях», краснея и бледнея при упоминании бывшего шефа.
Соискателям же могу сказать одно: помните, что все тайное становится явным. Лучше быть предельно честным самим с собой и будущим работодателем,  чтобы не испортить впечатление о себе.